Формирование марксистско-ленинского мировоззрения невозможно без воспитания общественной активности, участия в общественно-полезном труде, воспитания качеств хозяина своей страны, оберегающего ее природные богатства.
За последнее время вопросы охраны природы, разумного использования ее ресурсов стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и школьников. Многие видные педагоги считают необходимым преподавание природоведения в школе как основы эстетического воспитания подрастающего поколения, воспитания любая к Родине. Поэтому изучение природы заняло прочное место в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и внешкольных учреждениях. С изучением природы связаны идея исторического развития живой природы, материалистическое истолкование процессов жизни, выработка диалектико-материалистического мировоззрения.
Одной из глобальных современных проблем является проблема «Биосфера и человечество», решение ее зависит от уровня биологического образования, общей культуры каждого человека на земле. В основу решения этой проблемы в нашей стране легли постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам охраны природы и постановление Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию ресурсов». Огромное значение для решения проблем охраны природы и окружающей среды имеют принятые в период с 1957 по 1963 год республиканские законы об охране природы. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов становится важнейшей общегосударственной задачей, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешних и будущих поколений. Среди практических мероприятий, связанных с вопросами охраны природы, важное место занимает улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области природоведения и защиты окружающей среды. С этой целью Министерство просвещения СССР издало Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»1. Цель программ — дальнейшее улучшение работ кружков биологического профиля в школах и дошкольных учреждениях. Программы подготовлены отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР и одобрены Главным управлением школ этого Министерства как типовые.
Республиканское объединение любителей кактусов при ЦС КООП рекомендует программу кружка кактусоводов всем клубам и секциям как для групп начинающих, так и для организации работы в школах и внешкольных организациях. Список рекомендованной литературы переработан и дополнен Редакционным советом с учетом доступной новейшей кактусоводческой литературы.
Центральный Совет Казахского общества охраны природы доводит до сведения любителей кактусов, руководителей кактусоводческих кружков, преподавателей биологии, что:
— на 1.05.1979 года в стране зарегистрировано 140 кактусоводческих клубов и секций. Подробную информацию о наличии клуба в данном населенном пункте можно получить в областном (городском) обществе охраны природы;
— в Казахстане Республиканское объединение любителей кактусов (организованное в 1972 году) осуществляет методическое руководство И кактусоводческими клубами, секциями ,кружками, которые имеются в Алма-Ате, Актюбинске, Семипалатинске, Шевченко, Усть-Каменогорске, Рудном, Аркалыке, Капчагае, Чимкенте, Кустанае и Темир-Тау;
— через действующие клубы можно пользоваться:
- а) всесоюзной диатекой, предлагающей множество серий диапозитивов различной кактусной тематики с пояснениями;
- б) всесоюзным семенным фондом, организованным из излишков семян клубов и отдельных кактусоводов;
- в) всесоюзным прокатом лекций и докладов, организованным из посылаемых клубами интересных докладов;
- г) специальным семенным фондом для начинающих кактусоводов и школьных кружков;
- д) получать пособия «В помощь кактусоводу», издаваемые РОЛКом;
- с )выписывать фотоинформатор (фотокопия стенной газеты) ;
- ж) выписывать информацию «...и другие суккуленты»;
- к) пользоваться специальной кактусоводческой литературой и другим имуществом клубов;
- л) приобретать удобрения, химикаты и посадочный материал;
- м) участвовать в выставках кактусов.
Объяснительная записка
Привлечение внимания детей к вопросам охраны природы, повышение интереса к естественным наукам — первый шаг на пути воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического равновесия на Земле, нарушающегося при нерациональном использовании природных богатств.
Во многих городах нашей страны работают секции цветоводов и любителей кактусов и других суккулентов, способные оказать помощь школам и внешкольным детским учреждениям по организации кружков. Подростки могут изучать культуру редких и красивых суккулентных растений, приобщиться к общественно полезному труду. Интерес школьников к кактусам, стремление собирать коллекции и выращивать дома различные суккуленты послужили основанием для выпуска программы, которая поможет преподавателям и любителям-кактусоводам вести такие кружки в школах и вне школьных детских учреждениях. Занятия в таких кружках особенно важны для детей больших городов, в зимние месяцы лишенных общения с живой природой. Увлечение кактусами уводит подростка из плена каменных стен; маленький сад на окне, умещающийся в фотографической кювете, означает для многих детей путешествие в мир природы, открытие далеких стран, он пробуждает стремление разгадать тайну кактусов, существующих там, где гибнет в засуху все живое. Интерес детей к новым, мало известным растениям легко направить на укрепление любви к природе и развитие бережного отношения к окружающему нас миру живых существ.
Суккулентные растения, особенно кактусы, являются объектом кружковой работы, они наглядно знакомят учащихся с флорой других стран, с разнообразием растительного покрова Земли. В большинстве своем кактусы в силу биологических особенностей — медленнорастущие растения, в раннем возрасте они приобретают все свои видовые признаки, и это позволяет при оранжерейной и комнатной культуре кактусов собирать коллекции очень большого видового разнообразия.
Кактусы поражают воображение необычным разнообразием форм, внешним видом стеблей, колючек, красотой цветения, своими физиологическими способностями, которые сформировались в процессе исторического развития под воздействием условий внешней среды.
Многие стеблевые и листовые суккуленты на их родине используют как хозяйственно-ценные растения, дающие пищевые продукты, строительный материал, древесину для хозяйственных поделок, волокна для тканей и веревок. Обладая высоким содержанием лекарственных веществ и алкалоидов, некоторые виды кактусов с давних времен применяют в медицине.
Сохранение видового богатства суккулентных растений, обитающих в различных почвенно-климатических условиях, малопригодных для возделывания основных сельскохозяйственных культур, имеет большое значение для освоения человеком огромных пространств пустыни и ее биологических ресурсов.
При работе с суккулентами необходимы устойчивый интерес и определенные навыки в обращении с растениями, имеющими колючки и глохидии, способные наколоть руки. Сами растения требуют внимательного и точного выполнения рекомендаций по культуре.
Работу в кружке по изучению культуры суккулентов и созданию фондовой коллекции как основной учебно-материальной базы можно организовать только при наличии отделения или стеллажа в теплице либо в специально оборудованной тепличке в оконной нише с южным расположением, обеспечивающей необходимые условия содержания и хранения растений.
Теоретические занятия ведутся в форме лекций, бесед, а также выступлений кружковцев с докладами по темам программы и сопровождаются показом живых растений, диапозитивов, иллюстративного материала из литературных источников.
Практические работы ведутся параллельно с теоретическими занятиями, и для них отводится большее количество часов. Начинаются они с оформления теплицы или стеллажа для размещения будущей коллекции и создания условий микроклимата для различных экологических групп, приготовления земли, посуды, ухода за имеющимися растениями. Практикой проверяется усвоение теоретических знаний и направленность трудовых навыков. Каждый кружковец должен иметь группу растений в коллекции, порученную ему для ухода. Желательно наладить постоянную шефскую помощь таких учреждений, как ботанический сад, биологический факультет университета или педагогического института, ботанический научно-исследовательский институт, биологический музей, хозяйство декоративного растениеводства, местное отделение общества охраны природы. Участие в работе кружка специалистов повысит уровень занятий, а некоторым кружковцам даст возможность посильно участвовать в исследовательском труде.
В начале занятий составляется календарный план сезонных работ, оформляется специальный журнал, где записываются данные наблюдений за развитием растений, сроки пересадки, начало и конец зимовки, полив, сроки подкормки. Необходимо завести инвентарную книгу для записи фондовых растений. На горшочках и кубиках с растениями должны быть инвентарные номера и этикетки с названиями растений соответствующими записям в инвентарной книге.
Па летнее время составляют расписание дежурств наиболее опытных кружковцев, умеющих правильно содержать кактусы в период их активного роста и развития. Дежурные ведут журнал летних работ.
Размноженные в процессе коллективного труда растения распределяются самими кружковцами для пополнения фондовой коллекции, для создания различных учебных и декоративных экспозиций в классе и рекреациях школы, учебных помещениях внешкольного учреждения. Часть растений выделяют для выращивания маточников в целях пополнения коллекций кружковцев.
Рассматривая домашнюю работу как часть кружковой работы и помогая кружковцам в собирании небольших коллекций путем выделения для этой цели части размноженного материала, руководитель кружка предусматривает темы домашних заданий в виде небольших докладов по пройденному разделу программы. Альбомы с рисунками и фотографиями используются на занятиях как учебно-наглядные пособия, демонстрируются на выставках в качестве дополнительного иллюстративного материала. В собрании личных коллекций должны учитываться интересы коллектива.
Руководителю нужно обращать внимание на то, чтобы з индивидуальных коллекциях накапливалось больше различных растений, не только кактусов, но и лиственных суккулентов, которые они выращивают дома для создания выставочных композиций.
Увлечение кактусами часто бывает общим и любимым занятием в семье. Любовь к живой природе детей и взрослых помогает объединить и направить усилия семьи, школы и внешкольного учреждения в воспитании и всестороннем развитии личности школьника.
Основная фондовая коллекция суккулентов в школе и особенно во внешкольном учреждении может быть оформлена как экспериментальный объект по темам школьных курсов ботаники и общей биологии. В этом случае растения должны быть распределены по экологическим или географическим группам, этикетки и тематические аннотации должны нести конкретную и четкую информацию о происхождении в культуре отдельных родов, видов или экологических групп суккулентов.
Создание фондовой и домашних коллекций, экспозиции по школьным программам, участие в выставках и праздниках цветов, организуемых обществом охраны природы, устройство экспозиций с целью украшения интерьера школы, внешкольного учреждения или шефских организаций, является общественно полезным трудом коллектива и должно быть направлено на воспитание у кружковцев общественной активности.
Вся работа кружка, связанная с учебной или декоративной расстановкой растений, требует не только знаний биологических особенностей и культуры растений, но и навыков оформительского искусства. Поэтому к занятиям по подготовке к выставке рекомендуется привлечение специалиста-художника. В процессе занятий предусматривается проведение экскурсий в ботанический сад, институт, в хозяйство, где выращиваются суккулентные растения.
Из числа кружковцев внешкольного учреждения выделяются инструкторы, которые помогают учителю в развертывании работы в школе.
В тех городах, где есть секция любителей-кактусоводов, кружки внешкольного учреждения и школ могут сформироваться в юношескую подсекцию.
В этом случае и методическое руководство осуществляется внешкольным учреждением, а общие организационные вопросы решаются совместно с секцией.
Программа рассчитана на два года. В первый год занятий кружковцы знакомятся с многообразием суккулентной флоры различных районов Земли, получают представление о разнице в культуре растений засушливых районов субтропиков и тропиков, где обитают суккуленты. Изучают основные правила выращивания кактусов и других суккулентных растений зимой и летом, в школьных и домашних условиях правила их размножения. Постепенно в оранжерее или в оконной тепличке накапливается необходимое количество растений, изучаемых в кружке.
Во второй год занятий кружковцы углубленно изучают систематику растений семейства Кактусовые, их экологические группы, климатические особенности мест обитания растений, под влиянием которых выработались высокоспециализированные органы суккулентов, способных переносить длительный период засухи. На примере одного семейства вскрывают причины возникновения огромного количества родов и видов растений. Ведется работа по дальнейшему сбору и выращиванию растений для фондовой коллекции школьного ботанического сада.
Первый год занятии
1. Вводное занятие. Обзор растительности Земли, зон обитания суккулентных растений в различных частях света. Применение суккулентных растений в хозяйственных и медицинских целях на родине. Использование кактусов для окультуривания малопригодных песчаных, каменистых и лавовых почв под виноградники и цитрусовые плантации. Применение суккулентов для озеленения жилых и общественных помещений. Влияние хозяйственной деятельности человека, угроза исчезновения многих видов суккулентов .в природе. Методы охранения растений. Законодательство. Заповедники, борьба с браконьерством. Общество охраны природы. История коллекционирования растений в России. Любительское кактусоводство в СССР и за рубежом. Школьные кружки по изучению культуры суккулентов. Что могут сделать юннаты, коллекционируя растения в школе и дома? Правила обращения с колючими растениями. Форма работы, цель, задачи, план на год.
Демонстрация живых растений, карты полушарий Земли, где отмечены места обитания суккулентов, диапозитивов и иллюстративного материала из книг по теме «Суккулентные растения в природе и ботанических садах».
2. Понятие о суккулентах и их особенностях. Изменение климата Земли, появление пустынь, полупустынь с малым количеством осадков. Возникновение у растений приспособлений для защиты от высыхания. Ксероморфная флора пустынь: склерофиты — жестколистные, ксерофиты — суккуленты. Биологические особенности суккулентов.
Листовые суккуленты. Внешний вид: листья, стебли, корни. Строение клеток, запасающих влагу; устройство и количество устьиц, кутикула и восковой налет; вязкость клеточного сока. Знакомство с листовыми суккулентами (агавы, алоэ, крассулы, эчеверии, гаворсии, гастерии, стапелии, седумы).
Стеблевые суккуленты. Внешний вид. Постепенный переход от листовой пластинки к рудиментам листьев на сочном стебле и к полной редукции листа. Перестройка анатомо-морфологической структуры. Замедленный обмен веществ, медленный рост летом и длительный период покоя (стагнация) в период засухи. Знакомство со стеблевыми суккулентами семейств Кактусовые и Эуфорбиевые.
Практические работы. Рассматривание различных приспособлений суккулентных растений, запасающих влагу: строение клеток, устьиц, кутикулы. Осенние работы по графику, подготовка растений к зимовке. Зарисовки.растений и фотографирование для альбома «Суккулентные растения тропических и субтропических районов».
Экскурсия в ботанический сад.
3. Основные правила содержания суккулентных растений в коллекции. Требования к условиям содержания суккулентов в жилых помещениях, классах и оранжереях: южное расположение окна, создание теплиц (в нише окна) для защиты растений зимой от горячего воздуха батарей центрального отопления и обеспечение холодной сухой зимовки. Содержание растений летом на заоконной полке под прямым солнечным освещением, под полиэтиленовым колпаком для защиты от сквозняков и излишнего пересыхания земли. Основные правила культуры: состав земляной смеси, посуда, дренаж, правила полива и содержания зимой и летом, температурный режим подкормки, опрыскивание, борьба с вредителями. Составление графика круглогодичной культуры.
Практические работы. Расстановка растений в коллекции. Уход за растениями но графику сезонных работ. Ведение журнала наблюдений за развитием растений. Выполнение заданий по уходу и пересадке. Работы над составлением альбома с рисунками и фотографиями, отражающими этапы развития растений и последовательность операций по пересадке.
4. Обзор флоры суккулентов различных географических районов. Влияние условий среды обитания на рост и развитие растений. Флористические области. Африка: области сухих саванн, возвышенность Намиб, Капская провинция, полупустыня Карру. Суккулентные растения этих районов: алоэ, толстянки, сенецио, мезембриантемумы, эуфорбии. Мексика: агавы, юкки, седумы, кактусы. Южная Америка как древнейший центр возникновения и распространения семейства Кактусовые. Представители: опунциевые, церёусовые, эхинокактусовые, маммилляриевые и др. Влажные леса Бразилии, Африки, островов тропических районов. Листовые суккуленты этих районов: каланхоэ, бриофиллумы, эониумы. Стеблевые суккуленты этих районов: рипсалисы, эпифиллумы, перескии, селеницереусы, апорокактусы. Суккуленты умеренных широт Земли: очиток (седум), молодило (семпервивум), иглица (рускус), солянка (саликола), шведка (сведа).
Практические работы. Расстановка растений по экологическим группам, создание условий для их содержания в коллекции. Выполнение работы по графику ухода. Оформление карты «Места обитания суккулентов».
Экскурсия в ботанический сад пли ботанический музей.
5. Размножение листовых и стеблевых суккулентов. Способы размножения. Оптимальные сроки и правила черенкования растений, значение подсушивания срезов до окорковения, различные способы укоренения черенков и деток кактусов и листков седумов, толстянок и эчеверий. Размножение кактусов прививками на сильный подвой для создания маточников. Способы и техника прививки кактусов. Выбор привоя и подвоя. Приготовление субстрата для надежного укоренения черенков .Оптимальные сроки и правила посева семян: пропаривание земли, дезинфекция посуды, протравливание и подготовка семян к посеву, техника посева, уход за всходами, пикировка и воспитание сеянцев. Значение воспитания сеянцев кактусов в условиях короткого светового дня
Практические работы Освоение правил и техника черенкования и укоренения черенков и деток суккулентов в песке и над водой. Применение нижнего подогрева при укоренении черенков. Наблюдения за развитием растений. Посев семян в плошках на различном субстрате и в чашках Петри на фильтровальной бумаге. Наблюдения за развитием корней и прорастанием семян в зависимости от условий. Прививки сеянцев. Работа над альбомом: зарисовки или фотографирование последовательности операций по черенкованию, укоренению, прививке, посеву семян и пикировке сеянцев.
6. Сроки вегетации и покоя. Сравнение климата местного района с климатом, где возникли и сформировались суккулентные растения. Создание благоприятных условий для растений, требующих много света, тепла, питания и влаги в период роста, для правильного развития и цветения: содержание летом при температуре 20 до 40°С, а в период зимнего покоя (с ноября по февраль) — при температуре +5 до 12°С, своевременное прекращение полива во избежание роста зимой.
Практические работы. Выполнение сезонных работ по круглогодовому графику: наблюдение за правильным развитием растений, притенение от весеннего солнца, осторожная выборочная поливка и пересадка проснувшихся растений. Режим короткого светового дня для сеянцев первого года выращивания.
7. Краткие сведения о систематике растений. Карл Линней. Бинарная номенклатура. Определение вида. Фамильное, родовое и видовое название растения, сокращенное имя автора. Знакомство с семействами, где есть представители суккулентной флоры. Семейства: агавовые, лилейные, ластовневые, толстянковые, сложноцветные, каммелиновые, молочайные мезембриантемовые, кактусовые.
Практические работы. Этикетаж, составление справочной картотеки. Работа с книгой (справочники по кактусам и другим суккулентам). Правильная расстановка растений, собранных в коллекции, по семействам и экологическим группам. Уход за растениями.
Экскурсия в ботанический сад или ботанический музей.
8. Выставка кактусов и других суккулентов, выращенных кружковцами в школе и дома. Демонстрация растений и популяризация теоретических и практических знаний по культуре суккулентных растений в условиях местного климата.
Практические работы. Подготовка и оформление экспонатов, стендов. Максимальное выявление творческой инициативы и художественного вкуса кружковцев в соревновании на лучшую работу.
9. Заключительное занятие. Подведение итогов коллективной работы, награждение лучших, распределение семян, черенков и растений для домашних коллекций. Летнее расписание.
Практическая работа. Участие кружковцев в уходе за школьной коллекцией как обязательная трудовая практика.
Второй год занятий
1. Вводное занятие. Разнообразие суккулентов — результат приспособления растений к условиям обитания в процессе исторического развития. Общие черты приспособления суккулентов к условиям длительной засухи. Молочаи (эуфорбии) Африки, кактусы Северной и Южной Америки — растения различных семейств, имеющие общие морфологические и физиологические приспособления к местам обитания .Экологические типы растений: жестколистные ксероморфные растения: верблюжья колючка, полынь, ковыль; суккуленты-ксерофиты (сухолюбы), суккуленты — эпифиты.
Практические работы. Определение растений и размещение по группам. Распределение обязанностей кружковцев по уходу на зимний период. Осенние пересадки. Составление альбома «Растения и среда».
Экскурсия о ботанический сад.
2. Причины возникновения большого разнообразия кактусов. Путешествие в глубь веков. Изменение климата Земли. Краткий обзор истории геологического развития Северной и Южной Америки. Возраст кактусов. Данные палеонтологии. Эволюция растений от лиственных предков кактусов к растениям с колючками вместо листьев.
Практическая работа. Уход за растениями. Черенкование и укоренение суккулентов. Профилактический осмотр перед зимовкой.
3. Морфология и физиология кактусов. Стебли кактусов, ребра, бугорки, сосочки, ареолы, аксиллы, колючки, волоски, щетинки. Их назначение. Эпидермис кактуса. Особенности фотосинтеза и транспирации Водозапасающие клетки. Устойчивость к высоким температурам: вязкость клеточного сока, устройство и количество устьиц, замедленный обмен веществ, замедленный рост, Корневая система. Цветки и плоды кактусов. Значение климата, света, тепла и холода. Влияние состава земли и кислотности почвы на рост и развитие кактусов. Значение правильно выбранного режима содержания для цветения кактусов в условиях местного климата.
Практическая работа. Работа с микроскопом. Изучение органов различных кактусов. Зарисовки и фотографирование кактусов, зарисовки кактусов, по-разному приспособленных к климату своей родины: эпифиты, листостебельные, змеевидные, голые, опушенные, шерстолистые. Разновидности корневой системы. Изготовление пособий и препаратов для уроков ботаники и биологии.
4. К. Бакеберг и его систематика семейства Кактусовые. Определение подсемейств, триб, полутриб, групп и подгрупп кактусов по экологическим и морфологическим признакам. Знакомство с таблицей систематики кактусов, отражающей основной классификационный принцип естественной взаимосвязи родов и расположения их по мере нарастания суккулентных свойств и усложнения форм кактусов. Коллекция кактусов в школе как маленький заповедник, где сохраняются и размножаются редкие растения.
Практическая работа. Определение кактусов, собранных в коллекции. Разбор растений по экологическим группам. Сезонные работы по графику. Работа над альбомом по систематике кактусов.
5. Характеристика влаголюбивых кактусов каждого подсемейства. Определение условий жизни этих растений в природе и в культуре. Понятие о необходимости эволюционного процесса, приспособление кактусов-эпифитов и полуэпифитов к жизни во влажном тропическом лесу. Перескии, перескиопсисы. Лесные церсусовые (гилоцереусы) в школьных и домашних коллекциях.
Практические работы. Уход за растениями влажных тропиков, создание условий для правильной культуры: закрытая тепличка для содержания эпифитов и других влаголюбивых кактусов в увлажненной среде, изготовление подвесных корзиночек для ампельных растений, приготовление легкой листовой и перегнойной земли, притенение от прямого солнечного света.
6. Характеристика подсемейства Опунциевые. Цилиндрические, круглые и плоские виды опунций различных экологических групп. Глохидии и рудименты листьев на ареолах, правила обращения с колючими растениями. Систематика опунций, количество родов и видов. Хозяйственное значение опунций в жизни коренного населения Америки. Опыты Л. Бербанка по выведению безглохидиовой и бесколючковой опунции как залог возможности использования огромных биологических ресурсов сочных растений в условиях бесплодных пустынь на пользу людям. Эксперименты в Казахстанских и среднеазиатских пустынях СССР Необычайная приспособленность опунций к различным условиям жизни, «война» с опунциями в Австралии. Прививки кактусов на столбчатые и лепешковые опунции для их подращивания и размножения.
Практические работы. Уход за опунциями и размножение их черенкованием. Прививки кактусов на опунцию. Уход за растениями. Точное выдерживание режима и сухое содержание зимой для сохранения декоративности опунций.
7. Характеристика подсемейства Цереусовые. Количество родов и видов, многообразие форм и размеров кактусов — от карликов до великанов. Экологические группы кактусов. Определение родов и видов кактусов, собранных в Школьных и домашних коллекциях. Этикетаж растений.
Практические работы. Уход за растениями по графику сезонных работ. Приготовление земли необходимого состава для разных экологических групп. Пересадка и перевалка растений по мере пробуждения. Работа над альбомом по систематике кактусов.
8. Культура кактусов различных экологических групп. Южноамериканские кактусы свечевидной и шаровидной форм. Кактусы восточных склонов Кордильер и обитатели открытых мест и пойм рек. Чилийские кактусы. Североамериканские кактусы одиночной и кустящейся форм высокогорных районов. Шаровидные эхинокактусовые Северной Америки и Мексики. Строгое соблюдение периодов вегетации и зимнего покоя при низкой температуре и сухом содержании. Минеральные удобрения в культуре кактусов. Прививки медленнорастущих и редких растений. Правильная посадка растений, присыпка корневой шейки мелким гравием, осмотр и обработка корней перед посадкой, дезинфекция, пропаривание или полное удаление корней, пораженных червецом,или нематодой, и укоренение заново.
Практические работы. Уход за коллекцией по графику. Комплекс весенних работ. Санитарная обработка, выбраковка растений, потерявших декоративность. Создание маточников для вегетативного размножения кактусов и посев семян в тепличках с лампами дневного света и на окне. Работа над альбомом по культуре кактусов.
9. Художественное и тематическое оформление коллекции. Работа над справочными книгами, этикетаж растений. Конкретная и четкая информация о родине, роде и виде каждого растения фондовой коллекции. Чистота посуды и правильный подбор керамики или горшков для композиций и одинаковых по размерам кубиков для кактусов. Поддоны или кюветы для растений одной экологической группы. Оформление альбомов, описаний опытных работ и фотографий растений па стенде. Значение строгой инвентаризации растений и правильного хранения собранного детьми материала для воспитания чувства личной ответственности и уважения к коллективному труду.
Практические работы. Оформление коллекций, альбомов и стендов. Уход за растениями.
10. Выставка кактусов и других суккулентов. Подготовка к выставке в течение учебного года. Выращивание растений и составление композиций суккулентов; разработка плана композиции и оформление стендов. Конкурс экспонатов на школьной выставке с отбором лучших работ на городскую выставку. Учет активности кружковцев и оценка их знаний по культуре суккулентов.
Практические работы. Уход за растениями. Подготовка экспонатов, аннотаций и этикеток, альбомов и фотографий. Подготовка консультантов и дежурных для выставки.
11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы по выращиванию коллекции кактусов и других суккулентов в школе и дома за два года и освоению правил культуры в условиях местного климата. Награждение победителей конкурса. Летнее расписание дежурств.
Практические работы. Обязательная трудовая практика летом: уход за школьной коллекцией растений но летнему расписанию дежурств.
Примечания
1. «Исследователи природы» — Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, составители: Г. Ф. Бидюкова, А. В. Кузнецова, К. Н. Благосклонов и др. Под редакцией И. В. Костянской, изд. 2-е, исправленное и дополненное, Москва «Просвещение», 1977 год.
Источник: «В помощь кактусоводу», Алма-Ата, 1979