Эти и последующие рекомендации поразительно совпадают с современными рекомендациями по культуре цимбидиума.
Орхидеи вдохновляли китайских художников и каллиграфов. К концу XIII века сформировалась школа, посвященная изображению только орхидей, особенно цимбидиума. Его длинные, грациозно струящиеся листья и изящные цветки подобно каллиграфии были идеальным объектом для демонстрации мастерства обращения с кистью и тушью. Китайские художники старались вызвать у зрителя определенное настроение или ассоциацию и не стремились к деталировке. Очень часто то, чего не было на картине, было столь же важно, как и само изображение. Нередко оно дополнялось коротким стихотворением в стиле картины. Постепенно вырабатывались определенные правила письма, становившиеся канонами. Благодаря этому древнее мастерство не утрачено и по сей день.
С появлением тропических орхидей в Европе они, конечно же, привлекли внимание художников. В отличие от своих китайских и японских коллег они стремились к полному портретному сходству, тем более что большинство из них работало совместно с ботаниками.
В начале XIX века увидели свет первые выпуски «Изображений орхидей», созданных совместно ученым Линдли и художником Френсисом Бауэром. Издание «Изображений орхидей» продолжалось девять лет. Волна орхидомании, захлестнувшая Европу, вызвала появление в конце XIX века прекрасно иллюстрированных изданий огромного формата с изображением цветков в натуральную величину, ставших своеобразной историей открытия и выращивания орхидей в Европе. Самой знаменитой является серия, издававшаяся Фредериком Сандером с 1888 по 1894 год под названием « Рейхенбахиана, орхидеи в изображениях и описаниях». Литографированные портреты растений и цветков были сделаны с оригиналов известного художника Муна. Несмотря на несколько необычный для ботаников стиль, каждое изображение несет в себе очарование, а сопровождающий его текст интересен С исторической точки зрения.
Известны и две прекрасные серии иллюстраций, созданных совместно Робертом Уорнером и Бенджамином Вильямсом, автором «Руководства для выращивающих орхидеи» (выдержало семь изданий).
Это 3 тома «Избранных орхидей» и 11 томов «Альбома орхидей», выходивших с 1888 по 1897 год. Большой редкостью являются и 17 томов «Линдении, иконографии орхидей», содержащие 813 листов с изображениями растений. Этот труд принес Жаку Линдену, уроженцу Люксембурга, мировую славу. После возвращения из Нового Света, проведя десять лет жизни собирая орхидеи, он вернулся в Бельгию, где подготовил к изданию множество прекрасных рисунков. Издание «Линдении», начатое при жизни автора, было закончено лишь через 6 лет после его смерти. Изданная ограниченным тиражом с нумерованными экземплярами «Линдения», часто раскрашенная вручную, стала уникальной редкостью и мечтой многих коллекционеров. Особенно ценятся полные комплекты, так как большое количество экземпляров было разобрано на отдельные листья, которые вставляли в рамки для украшения салонов, гостиных, домов.
Появление в искусстве стиля модерн вызвало новую волну интереса к орхидеям. Своеобразная внутренняя ритмика стиля как нельзя лучше совпадала со структурой цветков орхидей. Особенно это заметно в предметах быта, выполненных в стиле модерн в конце XIX - начале XX века во франции. Можно увидеть орхидеи в стиле модерн и в Москве у Никитских ворот. В начале улицы Качалова уютно расположился элегантный особняк. Он был построен в 1901 году архитектором Ф. О. Шехтелем для миллионера С. П. Рябушинского, который, как и многие состоятельные люди России того времени, был одним из почитателей орхидей. Сейчас в этом доме все еще находится музей-квартира А. М. Горького. На фризе этого очаровательного особняка располагается прекрасно сохранившееся мозаичное панно с изображениями фантастических орхидей, в которых угадываются пафиопедилумы, каттлей, одонтоглоссумы.
Современные художники стараются не нарушать традиции прошлого. Периодически их работы появляются за рубежом разрозненными листами хромолитографий или, как раньше, в виде отдельных выпусков и томов.
Ограниченный тираж изданий делает их привлекательными для коллеционеров. У нас в стране серия примерно из сорока прекрасных акварелей была создана московским художником А. К. Шипиленко. К сожалению, они не были изданы, как принято, in folio, а послужили оригиналами всего лишь двух выпусков открыток, вышедших в середине 80-х годов в издательстве «Изобразительное искусство». Но по тем временам и это было неплохо.
Не обошли вниманием орхидеи и скульпторы. Всемирно известный ирландский керамист Патрик О’Хара увлекся орхидеями еще в молодые годы. Им созданы хранящиеся во многих частных коллекциях Швейцарии, Японии и Америки небольшие фарфоровые композиции из орхидей. Интересны его настенные панно в технике «бисквит» с изображением дикорастущих орхидей Англии.
Несколько своих работ посвятил орхидеям и молодой московский керамист, поэт и бард Виталий Калашников, на которого живые цветы орхидей произвели сильнейшее впечатление. Его изящные кулоны-кувшинчики с изображением разных орхидей высоко оценил сам Патрик О’Хара, не удержавшийся от приобретения нескольких вещиц, которые демонстрировались на Всемирной конференции по орхидеям в Глазго.
Впрочем, широкая публика предпочитает более простые и доступные вещи. На любой представительной выставке орхидей можно увидеть множество людей, чья одежда увешана сотнями значков. Их страсть не сами орхидеи, а их изображения в металле и пластмассе. За новый значок они готовы предложить три и даже десять на выбор из своего обменного фонда. С удивлением приходится наблюдать, как естественное желание любого орхидеиста собирать все сопутствующее орхидеям - книги, открытки, марки, значки — вытесняет любовь к неповторимой красоте живого цветка, заменяя ее дешевыми подделками.
Без сомнения, собирание марок с изображением орхидей - дело чрезвычайно интересное. Ежегодно в мире выходит несколько десятков марок, посвященных орхидеям. Особенно привлекательны марки, воспроизводящие старинные издания вроде Рейхенбахианы или выпущенных к определенным событиям (конференциям, юбилеям и т. д.). Собрать выходящие в самых разных странах марки не так уж легко. Здесь на помощь приходит созданный не так давно в Австралии Международный орхидейный филателистический клуб. Став его членом, можно включиться в сеть международного обмена.
Из марок и открыток можно составить свой собственный атлас орхидей, ведь на них бывают изображены виды, найти которые в книгах и журналах удается не всегда. И конечно, гордостью каждого серьезного орхидеиста должна стать библиотека из журналов и книг, ибо без этого невозможно движение вперед. Прогресс в сфере орхидей все убыстряется, и истинный орхидеист просто не может не быть в курсе этих перемен.
Не обойтись без встречи с орхидеями и прочим собирателям. В каждой коллекции карманных календариков наверняка найдется хотя бы один-два с изображением орхидей. Нумизматам должен быть знаком сингапурский доллар с изображением орхидей. Даже дамы, собирающие коллекцию сортов мыла, с удовольствием продемонстрируют несколько оберток с их изображением.
Утонченный аромат восточных орхидей, много веков услаждая население Китая и Японии, теперь перекочевал на туалетные столики красавиц Европы и Америки. Известная японская фирма «Шисейдо» («Shiseido») выпустила элитные духи и туалетную воду «Tentatrice», созданные по мотивам ароматов «лан». Их нежный изысканный аромат словно живой разливается в пространстве и времени, неуловимо изменяя свои оттенки Благородно чистый запах подчеркивает женские достоинства, при этом не вызывая низменных ассоциаций, столь свойственных распространенной у нас косметике. Кроме того, президент фирмы господин Фукухара, большой знаток и любитель орхидей, на всех крупных международных мероприятиях финансирует проведение специальных конкурсов на лучший аромат с привлечением японских экспертов.
Было бы ошибкой считать, что красоту орхидей способны оценить только цивилизованные народы. Их эстетический потенциал столь велик, а красота столь бесспорна, что даже неискушенные в эстетике аборигены, среди всего волшебства красок и форм, безошибочно выбирают самый прекрасный цветок - орхидею. Новообращенные индейцы украшали церкви приносимыми из леса цветущими орхидеями, да и сами миссионеры были столь поражены некоторыми из этих созданий, что посчитали их божественным знамением. Так, Перистера элата получила название «цветок святого духа» за сходство колонки и основания губы с белым голубком, как бы сидящим в гнездышке. Пользуясь таким воплощением святого духа, миссионеры успешно обращали язычников в христианскую веру. И сейчас в тропиках можно нередко натолкнуться на хижину, украшенную прекрасно выращенными орхидеями - предметом особой гордости своих хозяев.
Так что нет на земле и в космосе (помните об орхидеях-космонавтах?) уголка, где орхидеи не украшали бы жизнь человека и не вдохновляли бы его на творчество. Среди орхидеистов много долгожителей - ведь так хочется увидеть цветение какого-нибудь редкого и долгожданного сеянца, да еще созданного своими руками.
Кстати, сами орхидеи могут жить очень долго. В коллекции Королевского ботанического сада в Кью (Англия) растут орхидеи, которым более ста лет. Хорошая коллекция орхидей может порадовать несколько поколений ее обладателей.
Будем надеяться, что таких счастливчиков в нашей стране будет с каждым годом все больше и больше.
Каждая разновидность орхидеи «лан хуа» получала свое особое имя. Такие растения передавались из поколения в поколение, подобно бонсаям или фамильным драгоценностям. Китайский знак «лан» (в японском «ран») символизировал любовь и красоту, олицетворяя, благодаря изумительному запаху и изяществу, все женственное, благородное и элегантное, а также многочисленное потомство. Благодаря Конфуцию понятие «лан» стало синонимом совершенного и безупречного человека. Образ орхидеи «лан» был столь поэтичен, что появившаяся в 1728 году книга по культуре орхидей была написана в стихах. Вот дословный перевод отрывка о четырех «не»:
«Весной не выставляйте их на улицу,
Летом не давайте (им) слишком много солнца,
Осенью не держите слишком сухо,
Зимой не держите слишком сыро».
Летом не давайте (им) слишком много солнца,
Осенью не держите слишком сухо,
Зимой не держите слишком сыро».
Источник: «Орхидеи», И. В. Белицкий, 2001