Находка барона Сен-Поля
Давайте вначале совершим небольшую прогулку по африканскому лесу, чтобы определиться с названиями. Мы нее время повторяем: «узамбарская фиалка», «сенполия». Что за путаница?
Оказывается, наша домашняя фиалка фиалкой вовсе не является. Очаровательное растение с сочными опушенными листьями и небольшими сине-фиолетовыми цветами было найдено бароном Вальтером фон Сен-Полем в гористом, изрезанном речками районе Танзании, который раньше назывался Узамбара (Усамбара) (рис. 1). Казалось бы, зачем барону понадобилось продираться сквозь девственные леса и карабкаться по гранитным скалам? Уж не был ли он чудаком вроде Мюнхгаузена? Нет, Вальтер фон Сен-Поль был человеком чрезвычайно разумным и аккуратным. Он просто добросовестно исполнял обязанности окружного начальника Германской колонии и Восточной Африке: занимался не только административной деятельностью, но и исследовал местную флору и фауну.
Итак, в конце XIX века во время очередной экспедиции барон наткнулся на неизвестное доселе растение, внешне напоминающее фиалку (как позже выяснилось, относящееся к семейству геснериевых). Собрав семена, Сен-Поль послал их своему отцу, возглавлявшему в те времена Германское дендрологическое общество. В свою очередь старший Сен-Поль передал семена директору ботанического сада близ Ганновера Герману Венлаиду. Вырастив из них растения, Венланд окрестил новинку в честь Сен-Полей «сенполией», а из-за сходства с настоящей фиалкой — «ионантой», то есть «фиалкоцветковой». Поэтому, если по науке, то мы имеем дело с сенполией фиалкоцветковой, а если по-простому, то с узамбарской фиалкой.
Радуга в крапинку
В 1893 году фиалки попали на первый в своей жизни «придворный бал» — международную выставку садоводства в Генте (Бельгия). А уже через год, благодаря замечательной способности к быстрому размножению, фиалки украшали многие европейские дома. Еще через некоторое время несколько розеток, совершив вояж по Атлантическому океану, обосновались в США, где стартовала новая, теперь уже разноцветная история фиалковедеиия.
Осваивать радугу фиалки начали с фиолетового цвета. В 1898 году в оранжереях США появились цветы лиловой окраски, в 1940 году — первые чисто-розовые «Pink Beauty», а еще через два года — белые. Следующее десятилетие было невероятно плодотворным: вначале были выведены цветы с белой окантовкой лепестков, затем — цветы в форме звезды, а в 1959 году — первые сенполии с пестрыми листьями.
В 1963 году произошло два важных события. Правда, как это обычно бывает, одно совершенно затмило другое. Сенсацией стало выведение фиалки с красно-коралловыми цветами. А вот упоминание в журнале Американского общества любителей узамбарских
фиалок первых миниатюрных и трейлерных сортов прошло в рабочем порядке. Здесь важно отметить, что многочисленные сорта современных миди-, мини- и микрофиалок произошли не от упомянутой выше сенполии фиалкоцветковой, а от природных миниатюрных видов.
С этого момента селекция стандартных и миниатюрных сенполии пошла в одном направлении - по пути освоения полного цветового спектра. Стали появляться культивары поразительных форм и размеров, а также сорта с многоцветными венчиками. Стандарты и полуминиатюры, как более популярные, на шаг опережали мини- и микросеигюлии. Супербахромчатые, с фантазийными рисунками (точками, крапинками, штрихами и полосками), невероятно крупные — такие цветы к концу XX века сначала появились на сенполиях стандартных размеров, а уж потом на миниатюрках.
Стандартной считают сенполию, диаметр розетки которой варьируется от 20 до 40 см, гигантской — от 40 до 60, Диаметр сенполии-миди не превышает 20 см, мини — 15, а микрофиалки — 6 см.
Девяностые годы прошлого столетия подарили фиалочному миру истинные шедевры. Во-первых, селекционеры вплотную подошли к желтому цвету: в 1998 году селекционеру Н. Блансит удалось вывести растения с желтыми фрагментами на венчике (у белых полумахровых His Promise» лимонно-желтая серединка, а у «Majesty» желтые пятна и розовые штрихи по лепесткам). Это было действительно революционное событие, поскольку у природной сенполии отсутствует желтый пигмент. Во-вторых, в 1991 году появилась первая зеленоцветковая сенполия. Полуминиатюрный «Irish Flirt» селекционера из США Пола Сораноукрашен букетиком небольших бело-зеленых «розочек». Этот сорт в 1999 голу стал лучшей новинкой зарубежной селекции. До сих пор Пол Сорано считает «Irish Flirt» своим лучшим достижением. В-третьих, девяностые годы стали временем прорыва в отечественном фиал-коведении. Именно тогда в Россию начали поступать лучшие сорта зарубежной селекции, стал возрождаться интерес к сенполиям - открывались клубы, устраивались выставки, коллекции российских любителей фиалок расширялись и становились интересными и представительными. Словом, в нашей стране в конце прошлого века, если гак можно выразиться, разразился фиалочный бум.
Наши - лучшие!
Впервые узамбарская фиалка попала в Россию в начале XX века. Но только к 50-м годам из ботанической редкости она стала постепенно превращаться в комнатное растение. Изучением и селекцией сенполий в СССР занимались директор Ботанического сада Ленинградского университета Дмитрий Михайлович Залесский, а также многие талантливые любители - В. А. Михеев, И. Д. Низкоус, С. А. Аксенов.
В 1962 году селекцией узамбарских фиалок заинтересовались супруги Борис Михайлович и Татьяна Николаевна Макуни. Переоценить заслуги этой семьи в развитии российского фиалковедения нельзя. За несколько десятилетий ими было создано множество сортов, за которыми до сих пор «гоняются» коллекционеры. Это знаменитые «Зима Улыбается», «Песня Сольвейг», «Леший». «Конфетка», «Ваше Величество», «Белокрылая Чайка» и многие-многие другие.
К сожалению, до последнего времени о российской фиалке говорили и писали очень мало, да и в коллекциях она занимала далеко не то место, которого достойна: до нового тысячелетия российские коллекции на 90% состояли из зарубежных сортов. А ведь в нашей стране ведется огромная селекционная работа — создаются уникальные, поражающие воображение красотой и необыкновенными свойствами растения В качестве примера приведу историю, которой поделился директор московского «Дома фиалки» Владимир Николаевич Калгин.
В 2004 году, делая доклад «Фиалочный бум в России» на выставке AVSA (Американского общества любителей узамбарских фиалок), Владимир Николаевич представил собравшимся сорта отечественных селекционеров Б. Макуни, Е. Архипова, К. Морева, Е Коршуновой и Н. Пуминовой. Они произвели сенсацию Оказалось, что большинство из них не имеют аналогов. Более того, на аукционе прошедшем в рамках выставки, черенки этих растений были проданы в сотни (!) раз дороже, чем великолепно цветущие экземпляры новинок ведущего американского селекционера Пола Сорано.
Как верно заметил Евгений Архипов, «русский стиль — ли сочетание крупного размера, махровости и особой изысканной формы цветка». Евгений, занимающийся селекцией с 2000 года, особое внимание уделяет крупноцветковым фантазийным сенполиям. Помимо серии Морской Миф - Космическая Легенда, им были созданы интереснейшие сорта с разными признаками. Например у фиалки «Небесное кружево» цветки необычного синего цвета с зеленой бахромчатой каймой. Но главное, что и обратная сторона лепестка тоже зеленая. А сорт Белые ночи — удивительный образец «обратной фэнтези со светлыми штрихами и точками, разбросанными по пепельно-голубому фону «Модерн Токинг», «Ежевичное Лакомство», «Лучезарная» — каждая новинка от Евгения Архипова вызывает огромный интерес любителей сенполий.
Константин Морсе первыми же своими работами покорил сердца коллекционеров. Фиалки «Приятная» и «Костина Фантазия», появившиеся в середине 90-х годов, сегодня уже имеют статус классических. Из новых хочется выделить «Розовую Пантеру». Растение это совершенно восхитительно, но сам Константин считает его лишь культиваром, а не сортом. Эта ситуация иллюстрирует, насколько требовательно относятся к себе наши селекционеры. Сейчас в работе у Морева серия фиалок. цветы которых наделены потрясающими свойствами. «Размытая» и «Синяя Вспышка» — настоящие акварели по цветку. Причем акварели не статичные, а живые: на двухцветном венчике цвета со временем как бы подтаивают, переливаются. Растение таким образом постоянно меняет облик, удивляя необычной игрой. В скором времени мы увидим необычные новинки от Константина Морева, где селекционер экспериментировал не столько с расцветкой, сколько с формой цветка. Например, как пояснил Константин, цветы одного из растении будут напоминать по форме... лесной орех.
Известный московский селекционер Наталья Пуминова, большой мастер «бахромчатой звезды», также очень строга к себе: она считает, что только культивары с компактной розеткой и устойчивыми признаками имеют право распространяться как сорт. Сенполии из серии «Ян» пользуются неизменным успехом у коллекционеров, а многие имеют статус раритетов.
Селекционер из Тольятти Елена Коршунова в лучшем смысле слова потакает вкусам российских коллекционеров. В ее «портфеле» множество крупноцветковых сортов самых диковинных расцветок. Непросто среди «фиалок от Коршуновой» выделить что-то самое-самое. Все растения с приставкой «ЕК» достойны восхищения: «ЕК-Королева Бала», «ЕК-Экзотика», «ЕК-Жемчужлый Зефир»...
Рассказ о ведущих российских селекционерах хотелось бы подытожить опять же словами Евгения Архипова: «Отечественным цветоводам надо понять, что даже если бы масштабы российской селекции были грандиознее, чем в США, Запад все равно не ориентировался бы на Россию: там царит совершенно правильный подход — ценить прежде всего свое. Пора и нам научиться гордиться собой».
Зарубежная селекция: мода и спрос
Зарубежную элиту селекции сенполий составляют всего несколько человек. В основном это представители США и Канады — Пол С о ран о Олив и Ральф Робинсоны, Кент Сторк, Пэт Хэнкок, Джон Браунли и Дэвид Томпсон.
На пике моды культивары с крупными цветками (до 8-9 см в диаметре) самых необычных расцветок и форм, с красивыми, часто пестрыми листьями и хорошо построенной» розеткой Именно поэтому так популярны сегодня стандартные и полуминиатюрные фиалки Паш Сорано, который очень много работаете зеленоцветковыми и пестролистными сенполиями. Одна из последних работ П. Сорано — Irish Iridescence» — является, наверное, квинтэссенцией всех вышеперечисленных признаков. Этот сорт — своего рода отображение современных оригинальных вкусов: необычные многолепестковые розовые звезды обрамлены широкой каймой цвета «шартрез», листья темно-зеленые, с белой каймой. К лучшим зеленоцветковым сортам П. Сорано можно отнести уже упомянутый «Irish Flirt», а также фиалки «Emerald City» и «Frozеп in Time».
В 2004 году Пол Сорано, давно говоривший о том что мечтает вывести сенполию «желтую, как нарцисс», представил свою новинку, которая стала сенсацией на ежегодной выставке AVSA. У этой фиалки цветы действительно теплого желтого цвета. Причем, если первое цветение еще вызывает легкие сомнения в том, что желтый будет достаточно насыщенным, то второе и последующие эти сомнения снимают. Иметь в своей коллекции желтоцветковую фиалку — мечта каждого коллекционера. Насколько престижно иметь «Warm Sunshine» от П. Сорано можно только догадываться.
Перечислять все популярные и действительно замечательные сорта П. Сорано — дело неблагодарное. Их сотни. Назову лишь некоторые о звездные фиалки: «Pink Shablis», «Crimson Ice», «Carnation Sprincles», «Pink Perfection» ... Каждый выбирает что-то на свой вкус. Благо, Пол Сорано предоставляет почитателям узамбарских фиалок такую возможность, выпуская ежегодно по 20—25 новых сортов
Другому американскому селекционеру Кенту Сторку, особенно удаются фиалки с красными цветами. Его сорта - яркие и изысканные - найдутся не в каждой коллекции. Это объясняется тем. что К. Сторк в год «выпускает в мир» всего 3-5 сортов. Тем не менее его сенполия «Powwow» в свое время молниеносно завоевала любовь российских коллекционеров: простые или полумахровые «анютины глазки цвета бургундского вина прикреплены к очень высоким цветоносам. Они как фантастические бабочки парят над розеткой светлых с белой каймой листьев. Наибольшее распространение получил красноцветковый сорт К. Сторка «Arapahoe».
Пэт Хэнкок можно назвать заслуженным селекционером США Эта пожилая женщина очень много работает, несмотря на то что не является коммерческим участником рынка сенполии США. Коньком П. Хэнкок являются сиренево-розовые фантазийные фиалки. Новинки серии «Бакай» («Buckeye») всегда нарасхват Еще вчера все охотились за «В. Magic Touch», сегодня в хитах «В. Colossal», завтра — новый «Buckeye», который наверняка опять понравится российским коллекционерам. Чем же П. Хэнкок покоряет наши сердца? Возможно, небрежной роскошью и необычностью форм. Эти фиалки не назовешь сенсационными. но они всегда удивляют. То лепестки у «звезды» срослись настолько, что цветок превратился почти в круг, то вдруг покрылись светлыми ровными полосками, будто по ним расческой прошлись («В Melancholy Mood»)...
Наиболее подробно миниатюрной фиалкой сейчас занимается Ральф Робинсон. Благодаря Р. Робинсону интерес ксенполиям-мини сейчас настолько вырос, что, вполне возможно, скоро по популярности миниатюра обгонит стандарты: огромное разнообразие расцветок открывает для коллекционеров самые широкие возможности. Пожалуй, только чисто-желтая мини-фиалка еще не создана Но это дело времени.
Конечно, интересные коллекционные сорта создаются не только этими людьми и не только в США и Канаде. Множество прекрасных селекционеров работает в Европе и даже в Японии. Просто, чтобы рассказать обо всех подробно, надо посвятить вопросу современной гибридизации целую книгу
А вот такой необычный факт, что в роли «селекционера» порой выступает... сама фиалка, пропустить никак нельзя. Как это происходит? Известно, что сенполии легко размножить с помощью листовых черенков Практически все фиалки при таком способе размножения дают в потомстве растения, у которых сохранены основные признаки сорта (окраска цветков и листьев) Но к химерам это не относится. От их «деток» можно ждать любых сюрпризов! Одно из таких чудо-растений было продемонстрировано в 2004 году на выставке Американского общества любителей узамбарских фиалок: коллекционер из США (Гиффорд) получила и представила публике трехцветную химеру. До этою момента трехцветных фиалок с четким геометрическим рисунком не существовало. Уникальный сорт получил название «Princess K’Rei».