Пожалуй, самой простое, но и очень эффектное — это использование отдельных экземпляров в качестве единичных, так называемых со-литерных растений. Они должны быть достаточно крупными и хорошо развитыми, иметь красивые очертания. Их обычно помещают неподалеку от окна, в эркере, в зимнем саду. Такими растениями могут быть крупный кактус цереус, канделябровидные молочаи, изящный молочай тирукали с красивым очертанием своих прутьевидных безлистных ветвей, раскидистый колючий молочай блестящий. Очень эффектно будут выглядеть хорошо сформированное деревце тол-стянки (портулаковидной или древовидной), древовидные алоэ, не слишком разросшаяся сансевьера с вертикально направленными листьями, хорошо развитый экземпляр синадениума Гранта и, конечно, «бутылочное дерево». Чаще всего в продаже бывает нолина отогнутая — ее мощный расширяющийся у основания ствол, причудливо изогнутые листья, образующие своеобразное «гнездо» на верхушке, как нельзя лучше подходят к оформлению современного интерьера.
Обеспечив растению необходимые условия освещенности, нужно позаботиться, чтобы оно выглядело как можно более эффектно. Чтобы растения красивее выглядели, на поверхность земли можно насыпать светлый гравий или мелкие камешки. Можно приобрести красивые кашпо, еще интереснее самому изготовить кашпо из деревянных палочек, бамбука, циновки. Некоторые декораторы применяют куски красивой ткани для декорирования горшка. Можно самим расписать горшок яркими красками (для этой цели лучше всего использовать водостойкие — масляные или нитрокраски, можно темперу).
Если в вашем распоряжения несколько разных растений, можно попробовать сгруппировать их вместе. Разнообразные композиции из суккулентных растений бывают удивительно эффектными. Их давно уже стали именовать «уголок пустыни». Такие «уголки» могут быть самых различных размеров — от крошечных композиций в миниатюрных горшках или плошках до большой ландшафтной композиции в стационарной цветочнице.
Составляя живописную группу, приходится продумывать очень много: размер плошки и материал, из которого она изготовлена, размер и характер роста растений, их соответствие друг другу, наличие дополнительных элементов оформления (камни и т. д.), характер покрытия почвы (земля, песок, гравий, ракушечник).
Подбирая плошку — а она в нашем случае гораздо больше подойдет для композиции, чем горшок, — нужно обратить внимание прежде всего на ее материал, лучше всего керамические контейнеры, матовые или глазурованные. Желательно, чтобы на дне сосуда было дренажное отверстие, в таком случае необходимо позаботиться, чтобы поддон гармонировал с сосудом. Если керамический сосуд не имеет отверстия, нужно будет особенно тщательно сделать дренажный слой — он должен быть по высоте около трети высоты контейнера. Очень доступный материал для дренажа — это измельченный пенопласт, он легкий и не дает дополнительной нагрузки. Желательно, особенно если контейнер достаточно крупный, чтобы он был на небольших «ножках» — они и зрительно будут улучшать впечатление, и на полу не будет оставаться сырости.
Форма контейнера бывает разной, но чаше всего округлой. Реже встречаются контейнеры продолговатой, квадратной или треугольной формы. Окраска их обычно бывает нейтральной — серой, коричневатой, зеленоватой, иногда белой. Некоторые дизайнеры предпочитают сосуды с ярким мексиканским или африканским орнаментом, создавая своеобразный «этнографический» стиль.
Сосуд не должен быть слишком высоким, примерно 10—15—20 см. Высота сосуда должна сочетаться с высотой растений, высота самого высокого растения должна составлять 2/3, а сосуда — 1/3 всей высоты композиции.
В композиции, как правило, различают 3 основных элемента: первый обычно называют доминирующим (иногда скелетным). У него в характере роста преобладают вертикальные лини, или же это могут быть очертания дерева со стволом, заканчивающимся кроной. Таким основным элементом могут быть растения различного роста, в зависимости от размеров контейнера. Очень хороши кактусы цереусы, колонновидные молочаи, древовидные алоэ или толстянки. В небольших композициях доминирующим элементом может стать бриофиллюм. Иногда такую роль может играть сансевьера с прямыми жесткими листьями.
Второй элемент композиции — это дополнительное (иногда его называют соседним) растение — меньше размером, достаточно широкое или кустистое, нередко именно оно может быть как бы зрительным центром композиции, привлекая или яркостью цветения, или красотой формы, окраской листьев или стеблей. Здесь лучше брать медленно растущие растения. В качестве этого элемента могут быть использованы эчеверии, гастерии, хавортии, небольшие кактусы маммиллярии (желательно самые простые, нетребовательные, растущие группой).
Третий элемент — это растение со стелющимся, иногда приподнимающимся стеблем, в некоторых случаях побеги свешиваются через край. Для этой цели идеальны ползучие толстянки (плауновидные — различные разновидности, т. объединенная, пронзеннолистная и др.), оскуллярия дельтовидная, различные очитки. Их побеги делают всю композицию более живой, динамичной.
На рисунках-схемах приведены примеры расположения растений в круглых контейнерах, разработанные видным мастером аранжировки, недавно безвременно ушедшим из жизни, — Владимиром Калвой (Рига). К сожалению, его прекрасная книга «Поэзия цветов» была издана только на латышском языке, и русские читатели могли в лучшем случае лишь любоваться иллюстрациями.
Обычно он строил свои композиции по принципу треугольника, интересны также диагональное и спиральное построения. Вот что он писал: «Диагональное придает созданной миниатюре динамичность. Спиральное расположение более сложно. Здесь применяется 4—5 видов, лучше всего суккуленты. При этом каждое последующее (по спирали) растение должно быть выше предыдущего. Одновременно с этим надо так их расположить, чтобы ни один компонент не перекрывал другой, и все они хорошо просматривались. Между отдельными растениями необходим легкий контраст хотя бы по окраске, фактуре или общему габитусу».
Такие композиции могут быть прекрасным подарком, их ставят на рабочий стол (если достаточно света), на окно или специальную подставку.
В Ботаническом саду Академии наук Латвии много лет работала в оранжерее суккулентов Гайсма Крастыня. Свою кандидатскую диссертацию она посвятила толстянковым. Но наряду с исследовательской работой ее интересовали и возможности декоративного использования этих суккулентных растений. Ее очень, например, привлекало цветение толстянковых. Но яркие звездочки, собранные в соцветия, были очень маленькими, мало кто обращал на них внимание. И тогда Г. Крастыня решает создать специальную керамику, подходящую по масштабу к этим цветам. Приобрела муфельную печь, сама разработала эскизы. Некоторые вазы были по размерам не больше наперстка. И на выставке цветов, где был представлен ее стенд, самый большой успех имели эти необычные экспонаты.
Многие гости Риги увозили с собой как сувенир миниатюрный садик: на керамической тарелке с национальным орнаментом помещается небольшой пористый камень — как маленькая скала, а в его углублениях, в крохотном количестве земли, высажены разнообразные небольшие растения. И конечно, только суккуленты могли с их небольшими корнями прижиться в этих спартанских условиях. Это были тщательно подобранные, контрастирующие друг с другом по форме, цвету, характеру роста седумы, толстянки, каланхоэ. Удивительно разнообразие их форм и оттенков: сизоголубые, бронзово-желтые, ярко-зеленые, одни гордо поднимаются ввысь, другие как бы стелются по неровной поверхности камня. При внимательном уходе такой садик мог жить несколько лет. Чтобы добиться большего эффекта в сочетании окрасок, одни растения Гайсма Робертовна выращивала в небольшом притенении, а другие того же вида — на ярком солнечном припеке, и они оставались красноватыми, оранжевыми. Вначале для каждого растения в камне делалось специальное отверстие, а затем она попробовала упростить технологию — в камне делалось одно отверстие несколько большего размера, и в него высаживалось сразу вместе несколько укорененных черенков.
За «мини-садики» на камнях, представленные на международной выставке цветов, в Эрфурте Ботанический сад и его сотрудники были награждены золотой медалью.
Но пока мы говорили о композициях из небольшого количества суккулентов. А как быть, если нам надо разместить целую коллекцию? Конечно, в этом случае ее надо будет разместить на самом светлом окне. При необходимости подоконник надо будет расширить с помощью доски — ведь в современных домах они очень узкие. Так, например, у меня подоконник всего 0,27 м2. С помощью доски его удалось увеличить до 0,6 м2, и на этой площади размещается около 90 видов суккулентов, в основном это гастерии, хавортии и толстянки, разумеется, молодые, не слишком крупные экземпляры.
Растения лучше группировать на пластиковых поддонах, это облегчает работу по уходу за ними. Горшки можно использовать прямоугольные (так называемые кактусные), которые позволяют экономить место при расстановке на небольшой площадки, или же обычные, округлые, тем более что в последнее время в продаже появились горшки самых различных размеров, вплоть до весьма маленьких.
Долгое время среди цветоводов велись дискуссии на тему, какие горшки лучше — глиняные или пластиковые? Но теперь уже не подлежит сомнению, что можно использовать как те, так и другие — просто в пластиковой посуде полив должен быть более редким. Выяснилось также, что если в керамической посуде корни, как правило, растут по направлению к стенкам горшка, где в результате испарения влаги оказывается более высокая концентрация питательных веществ, то в пластиковой посуде корни развиваются более равномерно, оплетая весь земляной ком.
А как быть, если мы имеем дело с красивой керамической емкостью, в которой нет дренажного отверстия? Можно ли в нее высаживать растения? Иногда приходится это делать, но в этом случае необходимо устроить на дне более основательный дренаж — до одной трети высоты сосуда — и, кроме того, быть особенно внимательным при поливе, не допуская переувлажнения. Для суккулентов это особенно важно.
Но помимо комнат, разнообразные суккулентные растения могут принимать участие в оформлении цветами наших садов, приусадебных участков, украшать балконы.
В саду они совершенно незаменимы при устройстве «альпийских горок». Здесь особенно часто используются различные очитки, или седумы, и разнообразные живучки, или молодило (Sempervivum).
Их высаживают на самых освещенных местах с хорошо проницаемой землей с примесью гравия. При высадке нужно помнить, что растения эти сильно разрастаются, и необходимо оставить им определенное место «на вырост». Седумы могут создавать красочные пятна благодаря окраске листьев или цветов. Хорошо сочетать низкие стелющиеся виды с более высокорослыми.
Из многочисленных видов очитка чаще всего используется о. камчатский 20—25 см высотой со стелющимися, слегка приподнимающимися стеблями и лопатчатыми темно-зелеными листьями. Цветки желтые. О. лидийский (Sedum lydium) отличается серо-голубоватыми шиловидными листьями, густо покрывающими стебли. Нередко применяется о. шершаволистный (S. dasyphyllum) с белыми цветками. Очень неприхотлив наш обычный о. едкий, широко распространенный в средней полосе. Есть несколько привлекательных сортов у о. белого (S. album).
Другое, еще более декоративное растение для оформления альпинариев, рокариев, подпорных стенок — это молодило. Оно издавна было известно людям, ведь его родина — Европа. Древние греки называли его Aizoon, а римляне — Sempervivum. И то и другое означает «вечно живущий». В средние века при Карле Великом было принято постановление, обязывающее деревенских жителей высаживать это растение на крышах домов — считалось, что оно спасает от удара молнии. А уже в XIX веке это было излюбленное декоративное растение, его широко использовали и в цветочной аранжировке, и как ковровое на клумбах. В прекрасном справочнике «Флора садоводства», вышедшем в конце прошлого века, приводится описание пятидесяти видов этого замечательного растения. «Они годны для украшения гротов, трещин в стенах, каменистых участков, — указывает автор П. П. Золотарев, — а также употребляются в ковровых или узорчатых клумбах». И сейчас многочисленные виды и сорта его широко встречаются в альпинариях. Англичане называют это растение «наседка с цыплятами» — и действительно, это приходит в голову, когда видишь сочные, плотные розетки, окруженные многочисленными молодыми дочерними розетками. Малейшее прикосновение — и молодые растеньица откатываются в разные стороны. В одном научно-популярном фильме показывалось крупным планом, как маленькая розетка, оказавшись «вверх ногами», начинает понемногу переворачиваться, напоминая живое насекомое. В сосновых борах, где на песке можно встретить целые колонии молодила, любая шишка, упавшая сверху, способствует расселению молодого поколения на небольшое расстояние.
Многочисленные виды и сорта молодила отличаются окраской, формой розеток, опушением листьев. Очень оригинально м. паутинистое — у него на концах листьев тонкие ворсинки, так что в целом возникает впечатление паутины, покрывающей розетку сверху. М. русское (S. ruthenicum) родом с Кавказа, также широко распространенное в средней полосе России, отличается более раскрытыми цветками бело-розовой окраски. Во время цветения из середины розетки начинает расти кверху толстый облиственный цветонос, заканчивающийся щитковидно-метельчатым соцветием. После цветения розетка отмирает, но остаются многочисленные дочерние экземпляры.
Как и очитки, молодило очень красиво выглядит группами среди камней на «альпийской горке». Надо только учитывать, что сочные листья, остающиеся и под снегом, представляют собой лакомую пищу для мышей, поэтому приходится использовать еловый лапник для защиты, а иногда и отравленные приманки.
В последнее время систематики выделили из рода молодило отдельный род, куда входит и наше м. побегоносное, он теперь называется йови-барба (Jovibarba), но цветоводы пока еще по привычке пользуются старым названием.
Молодило и очиток используются в цветоводстве открытого грунта и еще в одном качестве — их высаживают для оформления могил, но только на самых солнечных местах.
Некоторые цветоводы пробовали выращивать молодило в комнате и добивались неплохих результатов, обеспечивая растениям самое светлое место и холодную (6—8°), достаточно сухую зимовку. Лучше выращивать молодило не в горшках, а в плошках.
Следует помнить, что во многих районах молодило относится к охраняемым растениям. Если вы обнаружили его в природе, не выкапывайте целые куртины. Можно осторожно отделить несколько дочерних розеток для выращивания в саду или в комнате.
Если у вас балкон выходит на южную или юго-восточную сторону можно на лето вынести суккулент-ные растения на воздух и прикопать их в балконном ящике, защитив корни от перегрева. Ампельные суккуленты лучше разместить на стене на полочке.
Некоторые более крупные и не слишком прихотливые экземпляры кактусов и других суккулентов нередко выносят на лето на воздух и прикапывают в землю, лучше всего их разместить у стены с южной стороны дома. Место для размещения суккулентов надо подготовить заранее: перекопать землю, внеся в нее достаточное количество песка, для оформления разместить на отведенном под суккуленты участки несколько камней, можно камнями ограничить весь этот участок. Рядом будут красиво смотреться однолетние растения, у которых имеются некоторые суккулентные признаки, например эшшольцию, или калифорнийский мак (Eschscholzia). Очень подойдет для этой цели портулак (Portulaca) из одноименного семейства. Он широко распространен в тропических и субтропических областях. Привлекателен он в полном цвету, когда под ярким солнцем распускаются малиновокрасные, желтые, оранжевые, розовые, белые цветы. Особенно красивы махровые сорта.
Растение это невысокое, 10—15 см, стебли стелются по поверхности земли. Листья сочные, цилиндрические.
Для него надо найти самое солнечное место с легкой песчаной почвой. На юге семена сеют прямо в грунт, в нашей средней полосе лучше выращивать рассадой, высевая в ящики в марте (только надо позаботиться о хорошем освещении!), а в начале мая высадить в открытый грунт. Он очень красив на альпинариях, рокариях среди камней, в ковровых цветниках — ведь в хорошую погоду он цветет до самых заморозков непрерывно. А вот в пасмурную погоду цветки не раскрываются.
В саду выращивают только один вид портулака — п. крупноцветковый (P. grandiflora) родом из Южной Америки. Но не менее интересен и другой вид — портулак огородный (P. oleracea), родом из Индии, но широко распространившийся в странах Южной Европы, в Северной и Южной Америке как ценное овощное растение, а нередко — и как полевой сорняк.
Его уже свыше тысячи лет выращивают в Индии, он был очень популярен в средневековой Европе. Зелень использовали в салатах, употребляли как пряность. В Армении побеги портулака маринуют или солят. Широкое применение портулак нашел и в народной медицине. Существует две формы огородного портулака — одна со стелющимися стеблями, другая — пряморастущая. Именно эту культурную форму и применяют в пищу. А в Аргентине растет многолетний портулак, клубни которого по вкусу напоминают картофель.
Ковровые растения
Сейчас в моде свободные групповые посадки растений, но было время — и не только в прошлые века, но и в сороковые годы у нас, — когда перед парадными зданиями в парках, домах отдыха, перед общественными учреждениями, музеями — обязательно красовалась большая нарядная круглая или овальная цветочная клумба. Ее сложные узоры выкладывали из самых невысоких растений разнообразной окраски, клумба обычно была не плоская, а имела возвышение к центру, и там, в середине, сажали наиболее нарядное крупное растение — финиковую пальму, агаву или юкку.
Сейчас такие клумбы можно увидеть, пожалуй, только перед старинными зданиями исторических музеев или в парках, оформленных в стиле ретро. Сколько труда уходило на тщательную высадку маленьких растений, на ежедневный уход за ними. А еще в тридцатые-сороковые годы в садах и парках, особенно южных районов, стали популярны цветочные часы, цветочные календари, где все — и стрелки, и цифры — было выложено из растений. А потом стали делать даже большие портреты — Ленина, Сталина, Горького, Шевченко... Это была невероятно скрупулезная работа, ведь на 1 м2 надо было высадить 500—1000 штук растений, а на весь портрет шло до 30 тысяч. И уж тут-то надо было особенно тщательно следить, не появился ли где ненужный сорняк, не разрастется ли какое-то растение в нежелательную сторону. И вот оказалось, что для самых тонких линий, штрихов, переходов были незаменимы ковровые суккуленты — они и росли медленно, и воды требовали меньше, и имели различные оттенки — серый, сизый, голубой, золотистый. Здесь использовали клейнию, различные очитки, мезембриантемумы. А вокруг клумбы или портрета особенно красивы были образующие сплошную рамку эчеверии — я до сих пор помню такую клумбу в саду «Эрмитаж».
Использовались ковровые и для выкладывания различных надписей, лозунгов. Так, в 1956 году посетителей Ботанического сада МГУ встречала надпись во всю ширину парадного партера: «Саду 250 лет».
Чаще всего в качестве ковровых используются такие представители суккулентных растений: мезамбриантемум, (полуденник, ледяная трава, хрустальная трава). Это многолетнее растение, которое обычно используется как летник. Род мезембриантемум, в честь которого раньше называлось все обширное семейство — мезембриантемовые (теперь аизовые), широко распространен в Южной Африке. Раньше мезембриантемумами называли чуть ли не всех представителей этого семейства.
Чаще всего встречается в садовой культуре м. хрустальный, который носит много других названий — полуденник, солнечник, хрустальная трава, ледяная трава. Это растение сейчас можно встретить как одичавшее в самых различных теплых областях Европы, Америки и других континентов. Свое название м. хрустальный получил благодаря тому, что все части этого растения покрыты прозрачными выростами — сосочками. Они наполнены водой, и их блестящая поверхность отражает солнечные лучи, не давая перегреться растению. У него сочные плоские овальные или яйцевидные листья, густо покрывающие распростертые стебли. Цветки у дикого вида белые, с многочисленными лепестками, открываются лишь на ярком солнце. Сейчас имеется много сортов и форм этого растения с различной окраской цветков.
Его выращивают для использования на клумбах как ковровое, для создания фона, в рокариях, цветочницах.
Размножают мезембриантемум хрустальный семенами — их сеют в марте и высаживают в грунт в мае, выбирая самые светлые места с рыхлой проницаемой почвой. Чаще применяют более простое размножение черенками — в марте—мае. Высаживают густо, на расстоянии 10—15 см, чтобы растения, смыкаясь, образовали сплошной фон.
Некоторые виды клейний относят к обширному роду крестовник (Senecio). Как почвопокровное нередко применяется крестовник укореняющийся (S. radicans).
Из эчеверий как ковровые использовали обычно э. изящную (Е. elegans), э. сизую (Е. glauca), э. металлическую (Е. metallica).
Из седумов, или очитков, в качестве ковровых выращивают о. ложный (S. spurium) родом с Кавказа — с распростертыми стеблями и клиновидными обратно-овальными листьями, слегка пушистыми снизу, о. лидийский (S. lydium) родом из Малой Азии, отличающийся густо покрывающими побеги утолщенными шиловидными сероватыми, иногда краснеющими листьями, образующие густые куртины (есть форма с золотистой окраской листьев), наш обычный очиток едкий (S. acre) и многие другие.